История Fiat

Логотип FIATFIAT S.p.A. (или FIAT Group — акроним от итал. Fabbrica Italiana Automobili Torino, на русском — Итальянская автомобильная фабрика Турина) — итальянская компания-производитель автомобилей, двигателей, финансовое и производственное объединение. Штаб-квартира расположена в Турине (регион Пьемонт).

История FIAT начинается в 1898 году, когда инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключил договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о разработке нового автомобиля на вновь создаваемой фирме. До этого Чейрано в своей маленькой мастерской неподалеку от дома влиятельного предпринимателя Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia) занимался производством велосипедов.

Прототип первого автомобиля «Веллейс» (Welleyes), который был готов в марте 1899 года, разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). На нем установили 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 663 см3 и 2-ступенчатую коробку передач.

Четыре месяца спустя «Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине» (Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно F.I.А.Т. (Ф.И.А.Т.), купила фирму «Чейрано». Новой компанией руководили предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). Нашлось место и для многих сотрудников «Чейрано», среди которых были конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), будущий основатель известной фирмы, сын Джузеппе Лянча.

Первым ФИАТ-ом стал автомобиль, построенный на фирме «Чейрано», но уже с иным оппозитным мотором мощностью 3,5 л.с расположенным сзади.В 1901 году технический директор ФИАТа заказал Фаччиоли разработку новой модели с двигателем установленным спереди, но тот отказался. В 1902-м инженер Энрико (Enrico) создал более мощный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,2 л, в котором явно просматривалось сходство с «Мерседесом» (Mercedes). В 1904 году деревянную раму заменили на стальную, а сцепление практически скопировали с «Мерседеса». Тогда же выпустили небольшую партию роскошных автомобилей с 4-цилиндровым мотором в 10082 см3 мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом, с водяным охлаждением.

В конце 1906 года исчезли точки между буквами в названии Ф.И.А.Т., с этого времени оно официально пишется ФИАТ.

Годом позже ФИАТ изготовил первую машину с 6-цилиндровым мотором в 11034 см3 и пневматическим стартером. Первым ФИАТом, получившим широкое распространение, стал выпущенный в 1912 году «Дзеро» (Zero). После окончания первой мировой войны появился серийный ФИАТ-501, разработанный инженером Кавалли (Cavalli). Его производство прекратили в 1926 году, изготовив 45 тысяч машин. ФИАТ-501 был довольно простой и недорогой машиной с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем.

В 1925-м ФИАТ представил более современный и легкий автомобиль «509» с мотором всего в 990 см3 с верхним распределительным валом. В конце 20-х ФИАТ выпустил комфортабельные модели «521» и «525» с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом соответственно 2516 и 3740 см3. Модель «521» являлась первым автомобилем марки ФИАТ с гидравлическим приводом тормозов.

В 1932-м компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели «508 Балилла» (Balilla), названной в честь молодежной фашистской организации Италии. Для новой модели «1500» в 1936 году ФИАТ использовал центральную трубчатую раму, более совершенный аэродинамичный кузов и независимую подвеску передних колес системы «Дюбоннэ» (Dubonnet). В конце того же года появился эпохальный «ФИАТ-500 Тополино» (Topolino) с небольшим, установленным спереди 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 570 см3, который обеспечивал легкой машине максимальную скорость 88 км/ч. Этот 2-местный автомобиль нес много прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач. Все это, при низкой цене, сделало его очень популярным. Без существенных изменений «Тополино» выпускали до 1948 года.

В 1937-м появился ФИАТ-1100 с независимой подвеской передних колес, который стал развитием модели «508». Его отличали высокая для своего класса мощность и великолепные ходовые качества. В тот период эти популярные малолитражки стали основной продукцией «ФИАТа», но, выпустив роскошный автомобиль ФИАТ-2800 с 6-цилиндровым двигателем в 2852 см3, концерн доказал, что способен делать и более престижную продукцию.

После второй мировой ФИАТ долго не предлагал особых новинок. Вплоть до 1950 года единственным нововведением, достойным упоминания, была классическая модель «1400» с несущим кузовом и короткоходным двигателем.

В 1953 году появился обновленный вариант довоенного ФИАТ-1100 — модель «Нуова-1100» (Nuova) с несущим кузовом. В 1955 году последнюю серию «500С Тополино» сменила модель «600», принесшая ФИАТу еще большую известность.

В 60-е годы продажи этого популярного малогабаритного автомобиля с задним расположением двигателя рабочим объемом всего 633 см3, превысили миллион экземпляров.

Всемирную славу ФИАТу принесла микролитражка «Нуова-500» с 2-цилиндровым верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 499 см3, выпущенная в 1957 году. За 15 лет изготовили свыше 3 миллионов этих автомобилей, после чего в производство запустили модель «126».

Популярная модель 1966 года — ФИАТ-124 с двигателем в 1197 см3 — стала прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». В том же 1966-м были представлены достаточно дорогие, на фоне массовой продукции ФИАТа спортивные «Дино Спидер» (Dino Spider) и «Дино Купе» (Dino Coupe), разработанные в содружестве с фирмой «Феррари» (Ferrari), оснащенные мотором «Дино» V6 рабочим объемом 1987 см3.

В 1967 году началось производство седана ФИАТ-125 с 4-цилиндровым двигателем в 1608 см3 с двумя верхними распределительными валами.

В 1969-м ФИАТ присоединил к себе фирмы «Лянча» (Lancia) и «Феррари» (Ferrari), а через два года — «Абарт» (Abarth).В 1971 году концерн выпустил очередную переднепри-водную модель «127» с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 903 или 1049 см3. Более просторный ФИАТ-128 поступил в продажу с моторами в 1116 и 1290 см3. Вскоре ФИАТ-124 заменили на «131 Мирафьори» (Miration) — по названию головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали с двигателями в 1297 или 1585 см3 в различных комплектациях. В продажу поступила также его спортивная версия «Абарт» для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач.

В 1980 году ФИАТ приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражная «Панда» (Panda) с подчеркнуто угловатыми формами и двумя вариантами двигателей: модель «Панда-30» оснащалась 2-цилиндровым мотором в 652 см3 воздушного охлаждения, а на «Панде-45» стоял 4-цилиндровый агрегат в 903 см3 жидкостного охлаждения. Позднее серия"Панда" пополнилась модификацией с приводом на все колеса.

В январе 1983 года ФИАТ представил массовый автомобиль «Уно» (Uno), являвшийся результатом самых крупных финансовых инвестиций в истории фирмы — 1000 млрд. лир.

В 1984-м за ним последовала «Регата» (Regata) — седан на базе двухобъемного «Ритмо» (Ritmo), который в свою очередь сменила модель «Мирафьори». Годом позже концерн представил замену устаревшему ФИАТ-132 — комфортабельный переднеприводный седан «Крома» (Croma), ставший первым итогом совместной деятельности фирм ФИАТ, «Лянча» и шведской СААБ (SAAB). На нем использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонадду-вом, а также дизельные моторы. С двухлетней задержкой на базе «Типо» выпустили 4-дверный седан «Темпра» (Tempra), а затем 5-дверный грузопассажирский универсал.

В 1993 год ознаменовался появлением популярного сегодня в Европе семейства моделей особо малого класса «Пунто» (Punto) и спортивного автомобиля «Купе»(Coupe)с кузовом «Пининфарина» (Pininfarina), за которым последовал небольшой 2-местный кабриолет «Баркетта» (Barchetta), созданный на шасси «Пунто». В 1995-м гамму малого класса «Типо» заменило новое вполне удачное семейство «Браво» (Bravo) и «Брава» (Brava) — технически идентичные машины с трех- и пятидверными кузовами.

В 1996 году Giovanni Agnielli стал президентом группы компаний FIAT, а кресло генерального директора занял Cesare Romiti (Чезаре Ромити). В 1997 году материнская компания переехала из офиса на улице Corso Marconi в Palazzina Fiat, находящийся в Lingotto, который был впоследствии преобразован в выставочный и конференц-комплекс.

В конце 1996 года семейство пополнилось седаном «Мареа» (Магеа), заменившим «Темпру» и «Крому». Замыкает программу 7-местный универсал повышенной вместимости «Улисс» (Ulysse). Экспансия ФИАТа на мировом автомобильном рынке привела к появлению в 1996 году нового семейства — «Палио» (Palio), названного «всемирным автомобилем» и предназначенного для производства в развивающихся странах. FIAT Palio (Siena — аргентинская модификация Fiat Palio) компактный автомобиль малого класса. Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально автомобиль производили в Бразилии, с 1997 — в Аргентине и Польше. В 1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat Palio стали поставлять на европейский рынок.

В 1998 были представлены две модели: FIAT Seicento, идеальный городской автомобиль, и Multipla – многофункциональная и отличающаяся необыкновенной универсальностью модель. Два года спустя на автосалоне в Париже был представлен FIAT Doblò – многофункциональный автомобиль, предназначенный для грузовых перевозок. В 2001 году был выпущен FIAT Stilo, отличавшийся новыми дизайнерскими решениями, передовыми технологиями и многочисленными опциями, способными удовлетворить самых взыскательных покупателей. На следующий год были выпущены рестайлинговые версии FIAT Multipla, FIAT Ulysse и FIAT Stilo Multi Wagon. В 2003 году, ровно через 10 лет после появления первой версии, появился новый FIAT Punto с новаторским двигателем 1,3 Multijet 16v, а новая Barchetta подверглась внутреннему и внешнему рестайлингу. Осенью появился новый FIAT Panda – как раз вовремя, чтобы удостоиться титула «Автомобиль 2004 года».

В 2000 г. к универсалу Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio. В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento как и Panda. Производится в Польше, реализуется на европейском рынке. Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего класса — первый в своем классе автомобиль подобного типа. В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).

В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь, пятидверный автомобиль (он сменяет Fiat Brava) — это «семейный» вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести — семи лет. Общий планируемый объем производства — 2,5 миллиона машин.

FIAT Idea, поступивший в продажу в январе 2004 года, стал не только первым универсальным автомобилем, созданным компанией FIAT, но и первой машиной, которой доверена пропаганда новой миссии бренда.

Это автомобиль с поистине уникальным дизайном: хорошо освещенный благодаря новому люку Sky Dome, более высокий — для лучшего обзора, и с таким большим количеством интерьерных решений, увеличивающих его многофункциональность, что может использоваться буквально для любых целей.

Двигатель Multijet. Этот мощный и экономичный двигатель стал одним из определяющих факторов успеха автомобилей F IAT Idea, Panda, Punto и Stilo.

Новая система, ставшая результатом эволюции принципа Common Rail, легла в основу двух двигателей F IAT второго поколения: маленького Multijet 16v на 1,3 л и спортивного 1,9 Multijet 100 HP.

В 2006 году FIAT в очередной раз меняет свой логотип. Он был разработан совместно агентством Robilant Associati и Центром стиля FIAT. Происходит от знаменитого фирменного «щита» FIAT, украшавшего автомобили концерна с 1931 по 1968 гг. При этом буквы приобрели форму, характерную для эмблемы 1901 г., и размещены на рубиновом фоне в изящной хромированной рамке. Логотип имеет трехмерный эффект и символизирует сплав передовых технологий, итальянского дизайна, динамизма и индивидуальности. Это очень сильный логотип, он передает идею постоянного обновления, переосмысления великого прошлого в новом ключе, что и является сутью FIAT сегодня.

Всю свою историю концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под “крышей” FIAT собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO. Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.

Автомобили Fiat — 500, Grande Punto, Panda, Bravo, Albea, Punto Evo, Doblo, Ducato, Linea, Sedici, Punto Evo, Abarth