Honda Civic и Fiat Bravo: все дело в турбине

Fiat, только что преодолевший длительный кризис, рвется в бой с целой гаммой новых моделей. Сегодня эта агрессия достигла и нашего рынка. Роман Сергеев решил сравнить самую яркую новинку концерна — Fiat Bravo c не менее интересным представителем японского автопрома — Honda Civic.

Тест Fiat Bravo и Honda Civic

Итальянский концерн Fiat — это огромная организация, представленная почти во всех сферах человеческой деятельности — от космонавтики до туризма.

Как разработчик и производитель автомобилей он состоит из грузового отделения (Iveco) и легкового (Fiat Auto), кроме того, Fiat принадлежат предприятия и торговые марки Alfa Romeo, Lancia, Ferrari и Maserati. Эти четыре бренда — воистину подарок судьбы, хотя и куплены просто за деньги. Их богатая история, звучные названия, хорошо известные не только в Италии и не одним знатокам, образуют мощный рыночный потенциал концерна. Однако лишь Ferrari общепризнан как премиум-бренд, и буквально на пороге такого признания стоит Maserati, но это мелкосерийные производства — примерно до семи тысяч штук в год каждое. Качественно более высокими производственными и экономическими возможностями обладают торговые марки Alfa Romeo и Lancia, но последние лет тридцать они работают в полсилы (в среднем выпускают ежегодно 160 и 120 тыс. автомобилей соответственно).

Не блестяще обстоят дела и у легкового отделения Fiat — миллион машин в год не так уж и много, если 70% из него составляют две модели (Grande Punto и Panda), а остальные десять делят крошки от пирога. Торговая марка Fiat ассоциируется с массовостью и доступностью, в то время как для Alfa Romeo и Lancia основа дальнейшего развития — попадание в премиум-сегмент. От автомобилей Fiat покупатель ожидает невысокой стоимости, экономичности в эксплуатации, практичности, чуть приправленных ярким итальянским дизайном, но без претензий на статус моделей примиум-класса. Насколько этому образу соответствует только что появившийся в России Fiat Bravo, мы попробуем выяснить на дороге, противопоставив ему популярный одноклассник Honda Civic.

Авангард против стиля

Когда перед тобой парочка машин со столь неординарной внешностью, невозможно начать сравнение соперников с чего-либо еще, кроме дизайна.

Хотя Honda Civic последнего поколения у нас встречается нередко, она продолжает привлекать к себе внимание — уж очень хороши очертания клиновидного кузова с короткими свесами и сильным наклоном всех стекол, включая боковые. Единственное, что не понравилось, — это излишний декор в виде передней и задней гирлянд фар и фонариков. Автомобилю столь яркому внешне подобное украшательство не всегда к лицу. Облик Honda Civic подчеркнуто спортивен, и даже наружные ручки задних дверей спрятаны в стойку, зрительно превращая ее в трехдверку.

Внешность Fiat Bravo не менее выразительна, но здесь используются иные мотивы. Дизайнеры явно стремились придать автомобилю максимум европейской респектабельности, приправив ее острым соусом итальянского дизайна. Результат получился впечатляющий — автомобиль выглядит не менее солидно и основательно, чем VW Golf, но далеко не так скучно. Он не выделяется в потоке, как Honda, но привлекает взгляд ценителя автодизайна.

Civic и Bravo — два достойных на вид соперника, но явно рассчитанных на разные вкусы.

В космосе и на Земле

В полном соответствии с внешностью обеих машин находится и стилистика их интерьеров.

Внутреннее оформление «японки» так же экстремально, как и наружное, но даже люди с консервативными вкусами находят его зачастую весьма привлекательным и эргономичным. Споры возникают в основном по поводу двухэтажного приборного щитка с цифровым спидометром вверху и огромным аналоговым тахометром внизу. Подавляющее большинство нашей команды предпочитает общую панель с аналоговыми приборами, но нельзя не отметить, что считываемость информации на Civic практически лишена недостатков.

В интерьере Fiat, так же как и в его внешности, очевидно стремление подражать лучшим традициям, но аналогии здесь нужно проводить не с VW Golf, а с Alfa Romeo, отличающимися солидностью внутренней отделки, проникнутой спортивным духом. И в самом деле, напоминаний о спорте в салоне Bravo (от алюминиевых накладок на педали до обтянутого кожей руля) заметно больше, чем снаружи, а подбор отделочных материалов интерьера достоин автомобиля более высокого и дорогого класса.

Тем не менее две трети из нашей команды на простой вопрос, в салоне какого автомобиля вам приятнее находиться, назвали Honda Civic. Что касается эргономики рабочего места водителя, то благодаря многочисленным регулировкам сиденья и рулевой колонки в каждой из машин без особого труда достигается желаемое положение за рулем для людей разной комплекции и роста. А с двухэтажным приборным щитком Honda Civic мы разобрались уже давно — из всех оригинальных предложений по относительному расположению спидометра и тахометра такое решение самое удобное.

Жилая площадь

Среди автомобилей своего класса и Bravo, и особенно Civic выделяются большой полезной длиной пассажирского салона и соответственно большим пространством для ног задних пассажиров. Для четверых оба автомобиля более чем просторны, уступая в этом, пожалуй, только Nissan Tiida. А вот для экипажа из пяти человек наша парочка уже не лучший выбор. Дело в том, что в обоих выпуклые боковины кузова, а стекла сильно наклонены относительно вертикали так, что головы крайних пассажиров второго ряда упираются в верхнюю часть проемов задних дверей, которые, кстати, у Fiat заметно больше и лучше приспособлены для входа и выхода.
Метаморфозы

По объему и удобству использования багажника Honda опережает соперника отчасти благодаря оригинальной компоновке — бензобак разместили не под задними сиденьями, как водится, а под передними, как это делает только Honda. Место под задним диваном освободилось для оригинального механизма складывания сиденья, который позволяет опустить подушки и уложить на них спинку. Благодаря нехитрой механике легким движением руки спортивный хэтчбек полуавтоматически превращается в небольшой, во вместительный фургон с идеально ровным полом.

У Fiat все банально и примитивно, как в вазовской «десятке»: диван и спинка поделены в том же, что и у Honda, соотношении 40:60, но сначала подушки нужно откинуть к передним сиденьям, а потом завалить спинки. Суеты много, а толку мало — ровной грузовой площадки все равно не получается.

Чьи «кони» круче?

Самая интересная техническая особенность Fiat Bravo — гамма его двигателей, состоящая из 1,4-литровых бензиновых моторов и 1,9-литровых дизелей. Последние оставим в стороне, а обсудим бензиновые варианты.

Базовый, атмосферный, мотор, на основе которого построены и остальные варианты, выдает 90 л. с. при 5500 об/мин и 128 Нм при 4500 об/мин. По современным меркам это минимальный двигатель для автомобилей С-класса с небогатыми низами и не слишком резвый на верхах из-за недостатка мощности. Тот же мотор, но с турбонаддувом обеспечивает 120 л. с. при 5000 об/мин и 200 Нм при 1750 об/мин. Совсем другой коленкор — крутящий момент вырос гораздо больше, чем мощность, а максимального значения достигает в нижней части диапазона оборотов, что удобно для городской езды, но не очень подходит для высокоскоростного движения на трассе.

И, наконец, самый мощный мотор в гамме, отличающийся от предыдущего только настройками турбонаддува и выходными параметрами — 150 л. с. при 5500 об/мин и 206 Нм при 2250 об/мин. Это не только самый «могучий», но и наиболее универсальный двигатель в гамме. Именно с ним мы и получили Bravo для теста. Специалисты Fiat утверждают, что по своей отдаче этот мотор равнозначен двухлитровому атмосферному, но на 10—20% экономичнее и выбрасывает в атмосферу меньше вредных веществ. За все ручаться не можем, но в динамике 1,8-литровая 140-сильная Honda Civic заметно уступает сопернику в интенсивном разгоне.

Робот против «ручки»

Ох уж эти роботы — в автоматическом режиме каждое переключение вверх сопровождается ощутимой заминкой в разгоне, преодолеть которую можно, сбрасывая газ в начале переключения. Для этого необходимо точно знать, когда это начало наступит, а значит, постоянно сосредотачиваться на тахометре, но это отвлекает от дороги. Правда, некоторые утверждают, что научились это делать, ну уж таким виртуозам справиться и с обычной механикой тоже, наверное, не проблема.

Второй вариант — ездить в ручном режиме, выбирая передачи либо лепестками под рулем, либо селектором АКП, последовательно, по одной ступени вверх или вниз. А зачем тогда робот? Правда, и этот способ требует навыка, сноровки и привычки.

Fiat Bravo пока предлагают только с шестиступенчатой механической КП. Ее особенности — хорошая избирательность и четкость переключения наряду с излишне большими ходами рычага.

Неприятное впечатление произвело сцепление — педаль почти невесома, реактивное действие невнятно, а момент включения размазан чуть ли не по всему ходу. Хорошо хоть сцепление включается очень мягко, даже при резком броске педали.

Дорожный слалом

Оценка управляемости вроде бы тоже складывается в пользу Fiat. На скоростной прямой он стабильнее и меньше реагирует на мелкие неровности дороги, в поворотах большого радиуса точнее отслеживает заданную траекторию, а в крутых виражах ведет себя немного более собранно. Но, положа руку на сердце, Fiat если и выигрывает у Honda по управляемости, то совсем немного. На этот раз он имел фору — всесезонную резину против зимней у соперника, в то время как ни снега, ни льда уже не было.

Важнее то, что появление Fiat Bravo никак не повлияло на расстановку сил среди лучших моделей компактного класса по управляемости. Лидерами по этой части остаются «воюющие» платформы Ford Focus и VW Golf V. В такой компании Fiat Bravo и Honda Civic претендовать на первенство среди одноклассников, увы, не могут.

Ехать, но не расплескать

По плавности хода Fiat уверенно выигрывает у Honda, причем в том стиле, который традиционно ценится российскими автомобилистами и обеспечивается большими ходами подвески, мягкой настройкой пружин, амортизаторов и стабилизаторов. Однако любителей таких рецептов и у нас становится все меньше, да и Bravo не стоит путать с «Волгой».

Honda жестче реагирует на неровности, ходы подвески куда скромнее, поэтому нередки пробои, но крены в повороте меньше. В отличие от практически всеядного Fiat ей больше подходят идеально ровные, европейского класса дороги.
Почем нынче овес?

Наш Fiat Bravo Emotion 1.4S, лишенный для экономии электрорегулировки сидений, кожаной отделки салона и ксеноновых фар, но c двухзонным климат-контролем и системой динамической стабилизации стоит 680 000 руб. За Honda Civic 1800 Sport, побывавшую на тесте, с кожаными сиденьями и роботом просят почти столько же — 674 000 руб. Оценив стоимость аналогов на нашем рынке, мы заметили, что герои теста попадают в более дорогую половину списка. Что ж, у Honda проблем нет — за Civic стоят очереди. А вот Fiat Bravo российский клиент должен еще «распробовать».

Тест Fiat Bravo и Honda Civic

Тест Fiat Bravo и Honda Civic

Мнение редактора

И без того тесный рынок компактных хэтчбеков пополнился еще одним игроком и, надо сказать, не слабым. У Fiat Bravo нового поколения есть все предпосылки потеснить старожилов выдержанной, но привлекательной и узнаваемой внешностью, отличным дизайном и качеством материалов салона, комфортабельностью, а главное, неожиданно заводным для своего рабочего объема двигателем. Явный недостаток у Bravo один — его мало знают покупатели, и поэтому вопрос будущей популярности недешевого «кота в мешке» пока остается открытым.

Автор: Роман Сергеев
Журнал: «Автомир»